Требования промышленной безопасности.

Нормирование в области промышленной безопасности.

В 1982 году, после ряда крупных аварий на промышленных объектах, ЕЭС приняло Директиву 82/501/ЕЭС «О предотвращении крупных промышленных аварий», получившую название «Директива Севезо». Она стала фундаментом современного законодательства в области безопасности в промышленности и на транспорте в странах ЕЭС.

В соответствии с «Директивой Севезо», предусматривалось создание межгосударственной системы сотрудничества и взаимодействия с целью выявления и учета риска крупных аварий на возможно более ранних стадиях, при проектировании производственных объектов и технологических процессов, а также при разработке соответствующих средств и методов защиты от аварий и планировании мероприятий на случай возникновения ЧС.

Основными требованиями Директивы Севезо являются:

  1. Выявление опасной промышленной деятельности
  2. Декларирование безопасности
  3. Планирование действий при аварии
  4. Информирование населения о возможной ЧС

Принятие Директивы Севезо привело к значительному усилению деятельности по обеспечению промышленной безопасности в мире

С 1984 г. действует  Система MARS сбора информации обо всех авариях в странах Европейского Союза. С 1991 г. функционирует Международный регистр потенциально токсичных химических веществ

Сразу после аварии в Бхопале при Американском институте инженеров-химиков  создан Центр по безопасности химических процессов.

Принятие странами ЕЭС основных положений «Директивы Севезо» позволило снизить уровень аварийности в развитых странах в 4-8 раз (от 400 аварий, в т. ч. 75 крупных, в 1983 г. до 70, в т. ч. 21 крупной, в 1989 г. )

В настоящее время есть целый ряд основных международных актов, регламентирующих требования промышленной безопасности, в том числе:

  • Директивы ЕС «О предотвращении крупных промышленных аварий» (Директивы Севезо) 1982 года — № 82/501/ЕС и 1996 года — №96/82/ЕС
  • Кодекс МОТ по предупреждению промышленных аварий, 1990 год
  • Конвенция ООН «О трансграничном воздействии крупных промышленных аварий», 1992 год (Ратифицирована РФ — 2000г.)
  • Конвенция МОТ № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий», 1993 год (Подписана РФ – 2011г.)

нажмите на баннер для перехода к семинару

Промышленная безопасность начинается там, где возможна «крупная авария»

Крупную аварию от обычной отличают по показателю «серьезная опасность»

Согласно Конвенции МОТ «О предотвращении крупных промышленных аварий», термин «крупная авария» означает внезапное техногенное происшествие на объекте повышенной опасности (крупный выброс опасных веществ, пожар или взрыв, по отдельности или в сочетании), приводящее к немедленной или долгосрочной серьезной опасности для персонала, населения или окружающей среды

Степень серьезности бедствия и катастрофы изменчива во времени и пространстве у различных культур и имеет ярко выраженную ценностную основу

Например, согласно общечеловеческим ценностям, отраженным в документах Всемирного Банка, Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и ВОЗ, к неумышленным бедствиям и катастрофам с «серьезными опасностями» относят локальные события, в которых: или погибли более 10 человек, или пострадали более 100 человек, или введено чрезвычайное положение, или объявлен призыв к международной помощи

Согласно Приказа МЧС России №329 от 08.07.2004, общие критерии техногенных ЧС:

  1. Число погибших — 2 чел. и более; число госпитализированных — 4 чел. и более
  2. Прямой материальный ущерб: гражданам — от 100 МРОТ; организациям –- от 500 МРОТ

До недавнего времени (по крайней мере до начала 80-х годов) во всех странах мира политика обеспечения защиты человека и окружающей среды от техногенных факторов была ориентирована на достижение «абсолютной» безопасности. Любая техногенная опасность рассматривалась как чрезмерная, которую требовалось исключить, то есть свести риск к «нулевому»» значению

Требование «абсолютной безопасности» человека и окружающей среды можно свести к требованию создания абсолютно безопасных технологий, что и являлось основой соответствующего законодательства в промышленности

Главным постулатом концепции «абсолютной безопасности» являлось положение о возможности гарантированного исключения всех аварий

Согласно этой концепции:

1.При выполнения всех нормативных требований гарантируется исключение промышленных аварий.

2.Любое объективное проявление риска аварии рассматривается и оценивается как результат нарушения нормативных требований

В рамках этой концепции  абсолютной безопасности внедрялись дополнительные инженерные системы обеспечения безопасности, принимались организационные меры, обеспечивающие высокий уровень дисциплины, строгий регламент работы

Считалось, что такой подход позволяет исключить любую опасность для населения и окружающей среды, и — обеспечит «абсолютную» безопасность. В то же время, при этом подходе, игнорировались разнообразные сочетания маловероятных неблагоприятных факторов, которые могли бы привести к аварии

Серьезно затрудняет использование этого подхода также сложность учета человеческого фактора — надежности системы  «человек-машина»

Концепция абсолютной безопасности неадекватна вероятностной природе промышленных аварий, порождаемых часто сочетанием маловероятных факторов. По мере увеличения количества и срока эксплуатации сложных объектов, уже невозможно пренебрегать достаточно редкими аварийными ситуациями, имеющими частоту возникновения 10-3-10-4 в год, так как в силу вероятностного закона больших чисел, наступление нежелательных событий (аварий) становится все более вероятным

На большинстве сложных объектов аварии все равно возможны, их не исключат даже самые дорогостоящие инженерные меры

Развитие техники имеет свои законы — аварии абсолютно исключены лишь в системах, полностью лишенных физической энергии, химически и биологически активных компонентов

Краеугольный камень современной эффективной концепции безопасности – информация о потенциальной угрозе, которая позволит предотвратить эту угрозу и должным образом защитить уязвимые объекты

Теория аварийного риска («теория нормальных аварий») возникла и получила развитие вследствие обеспокоенности государственных структур и населения ростом числа и масштабов крупных техногенных катастроф

Это привело к смене методологии «абсолютной безопасности» на пришедшую ей на смену методологию «приемлемого риска»

Коренной поворот в отношении научной общественности нашей страны к проблеме риска в промышленности произошел после Чернобыльской катастрофы, произошедшей 26 апреля 1986 года

Большая роль по созданию системы промышленной безопасности в СССР принадлежит академику Валерию Алексеевичу Легасову (1936-1988). В 1987 году им была организована рабочая группа при президенте Академии наук СССР по оценке риска и проблемам безопасности с целью выработки концепции безопасности.

При его непосредственном участии была подготовлена и принята Правительством СССР «Программа химической безопасности СССР» (Постановление СМ СССР №1022)

В настоящее время в нашей стране, иногда мирно, а иногда и не очень, сосуществуют два подхода к нормированию в области обеспечения промышленной и пожарной безопасности:

  1. детерминированный
  2. вероятностный

При этом, методологическими основами этих подходов можно считать концепции:

  1. абсолютной безопасности
  2. приемлемого риска

Детерминированный подход основан на определенной количественной дифференциации производственных объектов, технологических процессов, зданий и сооружений, оборудования по степени опасности на категорииклассы и т.п., определяемых по параметру, характеризующему потенциальную энергию взрыва, опасные характеристики и параметры производственных процессов, количество пораженных и пострадавших, а также разрушающие последствия пожара и взрыва

При этом назначаются конкретные количественные границы этих категорий, классов и т.п.

Примерами действующих в РФ нормативных документов, носящих детерминированный характер, являются:

  • Нормы пожарной безопасности (НПБ),
  • Правила устройства электроустановок (ПУЭ),
  • Строительные нормы и правила (СНиП),
  • Правила безопасности (ПБ),
  • Многие своды правил (СП), например , СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»

Особенности «детерминированной» или «жесткой» системы нормирования:

  • Требования жесткой системы нормирования просты и конкретны по своей сути — система предписывает набор типовых требований который обязательно должен быть выполнен на том или ином объекте. Требования системы предназначены для прямого применения, что способствует высокой эффективности прямого контроля (надзора) за их реализацией
  • Жесткая система нормирования определяют минимальные требования к квалификации специалистов, ее использующих — для применения на практике требований жесткой системы нормирования (включая надзор за их использованием) не требуется глубокая и всесторонняя специальная инженерная подготовка
  • Жесткая система нормирования требует постоянной корректировки – внесения изменений и дополнений — при этом процедура исключения «устаревших» требований часто превращается в неразрешимую проблему

Вероятностный подход основан на концепции допустимого риска, с расчетом вероятности достижения определенного уровня безопасности и предусматривает недопущение воздействия на людей опасных факторов производственной среды с вероятностью, превышающей нормативную

Нормативными документами, основанными на вероятностном подходе, являются, например:

  • ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»
  • ГОСТ Р 51901.1-2002 «Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем»
  • Руководство по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах», утв. приказом ростехнадзора от 11.04.2016 №144

Вероятностный подход считается более совершенным, поскольку с помощью вероятностных методов можно находить оптимальные технические решения для конкретных объектов

Однако этот подход более сложен и требует многочисленных дополнительных сведений, которые, как правило, отсутствуют

Жесткая система нормативных требований обеспечения безопасности, разработанная для унитарной модели государственного управления, такова, что ее прямое применение в современной модели государственного управления противоречит законодательству РФ о техническом регулировании

Однако прямое использование данной системы в силу огромной инерционности общественного сознания современной России еще очень часто осуществляется на практике и приводит к постоянным противоречиям и конфликтам, которые могут протекать в явной или неявной формах

Поскольку центром жесткой системы нормирования является типовое требование, то эта система нормирования ориентирована скорее на многократное повторение «старого», что, исключает ее использование для новых объектов, реализации новых идей, применения новых технологий и технологических производств

Эта система по своей сути является анти-инновационной.

Указанные недостатки жесткой системы нормирования привели в современных условиях к сложностям ее применения, которые можно сформулировать так:  норм много, но их постоянно не хватает

Основы новой системы нормирования были заложены в 2002 году Федеральным законом «О Техническим регулировании»

Основное же отличие, заключалось в том, что с введением в действие этого закона, кардинально изменился подход к мерам по обеспечению безопасности на объектах

По мысли законодателя, вся ответственность за возникновение угрозы жизни и здоровью людей теперь перекладывается на собственника объекта

  1. Крупные промышленные аварии
  2. Нормирование в области промышленной безопасности
  3. Правовые основы промышленной  безопасности
  4. Основные нормативные акты в промышленной безопасности